Июль 2020 года, пешеходная, однодевная.

Типичный диалог после этой прогулки:
— А ещё мы побывали в Плёсе!
— Ух ты, а где это?

Действительно, среди городов Золотого кольца Плёс не столь известен, как Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Ярославль или Кострома. Исторические события обошли его стороной. Была какая-то крепостица, сожжённая Батыем, а потом — долгие тихие века заштатного городка Нерхтинского уезда. И поныне в Плёсе нет промышленных предприятий, железной дороги, центральной канализации да и горожан в нём менее двух тысяч.

Но не всё так плохо. Благодаря всему вышеизложенному Плёс сохранил облик старого провинциального города — от чего писают кипятком знающие туристы и киношники. В список снятого ими в городе входит немалая часть хороших исторических фильмов во главе с «Жестоким романсом». Смотрели? Вот это — Плёс. И не сильно декорированный.
В советское время в городе был создан музей-заповедник, в девяностые старина деградировала и приватизировалась, а в наши годы за город принялись ребята из «Потаённой России». Это, как принято сейчас называть, урбанисты, но не те урбанисты, что плачут в сети по поводу пластикового окна в историческом доме, а берут и приводят эти дома в соответствие. В результате было восстановлено множество исторических построек, убраны заборы вокруг достопримечательностей, на въезде в город появились перехватывающие парковки, движение иногороднего транспорта по исторической части города ограничено (некоторые прорываются), а туристические объекты связаны терренкурами. Чтобы не идеализировать «потаённороссов» отмечу, что работают они не только за идею. Это вполне продуманные бизнесмены, сохраняющие и приумножающее Плёс, как туристический и рекреационный центр. И это более правильно, чем концепция дачного посёлка для избранных, бытовавшая до этого.

Кстати, маршруты в Плёсе короткие, но крутые. Пожалуй, круче, чем в Кисловодске. Вообще, город стоит на высоких крутобоких холмах — более 50 метров от уровня Волги. От этого виды на окружающее весьма поражают. Плёс невероятно живописен даже для Северо-Восточной Руси. И естественно, с давних пор его облюбовали художники. И первое имя, с которым связан Плёс — это Левитан. Здесь с вершины Левитановой горы открывается тот самый вид, что изображён на картине «Над вечным покоем».
Комментарий скептика: не совсем так. «Над вечным покоем» — синтетический пейзаж и из Плёса тут только кладбище с церковью. Да и церковь не та. Та сгорела в 1903 году и на её место установили похожую из близлежащей деревни. Правда, более древнюю, 1699 года.
А внизу, с берега руки Шохонки, можно полюбоваться видом «Утлых Лав».
Комментарий скептика: та же беда. Если мостки из Плёса и тоже восстановленные, то остальной пейзаж взят в Юрьевце.
Впрочем, ни того, что многие картины Левитана написаны в Плёсе, ни красоты плёсских пейзажей замечания скептика не отменяют.

Памятник Левитану стоит на вершине горы, носящей его имя. Вообще, в Плёсе довольно много скульптур. Идёшь по улице, вроде обыкновенный дворик и на тебе — в нём какой-нибудь монумент. Но самые известные эту уже упомянутый Левитан на горе и Софья Крашенникова (она же дачница) на набережной. Кто такая Софья Крашенникова? Женщина, послужившая прообразом произведений Бунина и Чехова и чуть не ставшая причиной дуэли между Чеховым и Левитаном. В-общем, роковая красавица...

В прогулке по городу мы посетили пару музеев — краеведческий и музей пейзажа. Первый будет весьма интересен для археологов и коллег моего друга Белагора. Второй обладает интереснейшей коллекцией передвижников и иже с ними. Да и выставка ивановских художников, на которую мы попали, порадовала. Кроме этого в Плёсе есть дом-музей Левитана и несколько частных музеев. В них — в следующий раз.
Городской пляж так себе. Практически без инфраструктуры. Компенсируется чистотой Волги, так что купаться приятно. А вот переодеться — это, судари мои, квест.
И, чего ещё не удалось, так это из-за карантина отведать уголков и копчёного леща. Так что есть повод вернуться.

Введенская церковь

Гора Левитана

Рыбная слобода

Вид на Волгу с Соборной горы

Утлые Лавы

Лестница в небо

Типичная улица в Плёсе

Заборное творчество

Над вечным покоем

Городской дворик

Дачница (Софья Крашенникова)

Волга

© Ижогин Ян Валерьевич.
Посещений страницы 1771 | Страница создана 27 августа 2020 года